Управление запасами скоропортящихся товаров

22.05.2019
Учет товара
Управление запасами скоропортящихся товаров

Управление запасами скоропортящихся товаров, таких как фрукты и овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия или мясо и мясопродукты, является сложной задачей для крупных розничных сетей, поскольку эти товары имеют крайне ограниченный срок годности. Их избыток или дефицит практически неминуемо влечет за собой финансовые потери.

Ключевыми вопросами в процессе управления скоропортящимися товарами являются определение оптимального объема заказа и поддержание оптимального уровня запасов. Их решение имеет особое значение, поскольку, согласно статистике, именно на «скоропорт» приходится треть стоимости проданных товаров.

До недавнего времени торговые сети могли позволить себе осуществлять управление товарами с ограниченным сроком годности в рамках общей цепочки поставок, не выделяя «скоропорт» (фреш) в отдельное направление прогнозирования. Кроме того, большинство заключаемых между производителями и ритейлерами договоров купли-продажи давали последним возможность заказать продукцию, но спустя время по своему усмотрению осуществить возврат, не оплатив, либо заставить производителя ее выкупать. Однако произошедшие законодательные изменения в сфере государственного регулирования торговой деятельности могут в корне поменять сложившуюся на рынке ситуацию.

Закон о запрете возврата нереализованной продукции производителю

28 ноября 2018 года Президентом России был подписан закон о запрете возврата нереализованной продукции производителю. Закон предполагает запрет на возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением нереализованных продовольственных товаров, для ритейлеров и поставщиков соответствующих видов продукции. По мнению авторов закона, его принятие обеспечит дополнительные меры защиты отечественных производителей на российском розничном рынке.

Закон фактически отменяет сложившуюся ранее практику, когда торговая сеть была вправе вернуть производителю нераспроданный товар либо потребовать возместить собственные затраты на его утилизацию или уничтожение. Закон также устанавливает запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками договоров, содержащих условие о возврате поставщику товаров со сроком годности до 30 дней включительно, либо о замене этих товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Выгоды от принятия данного закона для производителей очевидны: увеличение горизонта планирования, потенциал для расширения ассортимента и повышения качества рецептуры. В то же время для ритейлеров принятие закона вынужденно обернется повышением требований к качеству планирования, в первую очередь применительно к товарам с низким сроком годности.

В настоящее время торговая сеть может позволить себе закупить скоропортящийся товар «с запасом», практически не принимая во внимание приближающийся срок годности, поскольку существует возможность вернуть его поставщику без финансовых потерь. При этом в связи с высокой конкуренцией на рынке поставок о вероятном отказе поставщика принимать продукцию обратно можно не беспокоиться, всегда найдется кто-то, кто согласится на менее выгодные условия.

Как эффективно управлять товарными запасами на предприятии?

С принятием закона возрастает необходимость грамотного управления товарными запасами, в частности максимально корректного определения размера заказа скоропортящихся товаров. Если закупить слишком много товара, возрастает риск списания из-за истечения срока годности. Если закупить мало товара, это может привести к возникновению ситуаций с отсутствием товара на полке и, как следствие, к упущенной прибыли.

Таким образом, на передний план выходит необходимость точного прогнозирования спроса на скоропортящиеся продукты и, что не менее важно, эффективного планирования товарных запасов. Для ритейлера важно предусмотреть и оценить любые риски, связанные с колебаниями спроса, и в дальнейшем учесть их в ходе управления цепочками поставок.

Для разных товаров ситуации могут варьироваться: где-то высокая наценка покроет все убытки списаний по сроку годности, где-то важность товара в потребительской корзине перевесит возможные потери, а где-то ритейлер, возможно, и пойдет на дефицит товара в конце дня, поскольку держать полную полку окажется невыгодным. В итоге в конкурентной борьбе за покупателя выиграют те, кто сумеет сохранить широкий ассортимент и свежесть товара, не потеряв при этом в марже.

Компания GoodsForecast предлагает широкую линейку решений по управлению запасами и прогнозированию потребительского спроса по каждой ассортиментной позиции на каждый день, в том числе по продуктам с ограниченным сроком годности. Решения GoodsForecast позволят предприятию эффективнее планировать закупки, оптимизировать их объемы, и как следствие, увеличивать товарооборот.

Грамотное прогнозирование спроса является основой для решения проблем оптимизации производственной и торговой деятельности и ведет к сокращению издержек во всей цепочке поставок. Чистая прибыль компании увеличивается, так как закупается и хранится ровно столько продукции, сколько необходимо в каждый конкретный момент времени.

Источник: goodsforecast.ru