Складская отчетность. Необходимый минимум для работы. Аналитика работы склада.
При осуществлении какой-либо предпринимательской деятельности важно грамотно организовать работу не только персонала, но и системы учета товаров. Правильно организованный учет материальных ценностей поможет обеспечить их сохранность.
Складской учет
В первую очередь складской учет – это контроль за движением материальных ценностей. Суть такого учета в том, что должен быть осуществлен контроль от момента поступления товара на склад, до полного его реализации.
При организации складской отечности, предприятие должно исходить из следующих принципов:
- Сотрудники склада должны быть четко разграничены в обязанностях.
- Выдача товара должна осуществляться только тем людям, которые уполномочены для этого.
- Документация по движению материалов должна соответствовать всем унифицированным формам.
Ведение складского учета должно быть построено на точном исполнении всех требований.
К основной документации на складе относятся:
- Товарно-транспортная накладная 1-Т.
- Приходный складской ордер М-4.
- Акт о приемке материалов М-7.
- Акт о приемке товаров ТОРГ-1.
- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-2.
- Товарный ярлык ТОРГ-11.
- Карточка учета материалов М-17.
- Требование-накладная М-11.
- Товарная накладная ТОРГ-12.
- Накладная на внутреннее перемещение, передачу товара, тары ТОРГ-13.
- Накладная на отпуск материалов на сторону М-15.
- Акт о списании товаров ТОРГ-16.
Аналитика склада
Организация складского учета начинается с первичных документов. Товары и материалы принимаются к учету на склад в натуральном выражении.
Вести складскую отчетность допустимо одним из четырех установленных способов.
- Учет товаров по средствам ведения складских карточек. Такая форма отчетности имеет унифицированную форму. Оформляется карточка непосредственно в месте хранения товара, согласно сведениям, которые содержатся в первичных документах (приходный ордер, товарная накладная, акт передачи и т.д.). Ответственный за заполнение этих сведений чаще всего непосредственный работник склада.
- Ведение журнала материальных ценностей. Это специальная форма финансовой (бухгалтерской) документации, в которой отражается все движение ТМЦ в непосредственном месте хранения оного. В этом случае каждому товару присваивается личный номер. Как и в первом варианте номер должен содержать все сведения о товаре.
- По первичным документам и документам движения товара, осуществлять ежемесячные товарные отчеты. Это достаточно удобный способ учета, в том случае, когда складские помещения имеют небольшое количество единиц товара. При таком варианте отчет ведется только по тем товарам, по которым было движение – приход, перемещение или расход.
- Внедрение программы учета материальных ценностей. В настоящее время считается самым надежным и быстрым способом вести складскую отчетность. Большой плюс таких программных продуктов в том, что за любой отрезок времени можно сформировать отчет как по одной единице товара, так и по всем остаткам склада.
Зачастую на складских предприятиях используют программы:
- «Складовой».
- «1С»
- и так далее
Термины и их применение в организации складской отчетности
При осуществлении складского учета чаще всего используется следующая терминология:
- Номенклатура.
Полная информация о товаре с указанием единицы измерения, месте хранения, характеристики. Также может содержать изображение и описание товара. Применяется при формировании складской отчетности на каждую единицу товара. - Склад.
При заполнении сведений о товаре указывается место его хранения. Склад может быть, как единым, так и подразделен на несколько комплексов.
- Единица товара.
Натуральное выражение товара. Это понятие применимо также к готовой продукции.
- Товарная накладная, приходный ордер, акт передачи.
Первичный документ, по которому оформляется приход товара на склад. Содержит информацию о наименовании товара, его количестве, и в большинстве случаев его стоимости.
- Перемещение товара.
Осуществляется между складами предприятия, например склад хранения и склад готовой продукции. - Остатки на складе или ведомость по товарам на складе.
Товар, который подлежит учету.
В заключение
Каким бы образом не была организована складская отчетность, ежемесячно, по окончанию расчетного периода, необходимо проводить сверку бухгалтерского и складского учета. При грамотной организации, складской и бухгалтерский учет будут совпадать.